Аннотации к рабочим программам средней школы (10-11 классы)
УНИВЕРСАЛЬНОЕ (НЕПРОФИЛЬНОЕ) ОБУЧЕНИЕ
Русский язык — аннотация к рабочим программам
А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова,
Русский язык .10-11 классы
Издательство: М. Просвещение
Русский язык — аннотация к рабочим программам (10-11 класс)
Программы разработаны на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, Программы общеобразовательных организаций. Сборник 10-11 классы. Русский язык. А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А.Николина. – М. Просвещение.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова, Русский язык .10-11 классы — М. Просвещение
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 10 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год
- 11 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год
ЦЕЛИ:
- осмысление русского (родного) языка как национально-культурного достояния русского народа, как средства основного общения; понимание ценности и значимости совершенного владения родным языком для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
- расширение знаний об устройстве языковой системы; закрепление орфографических и пунктуационных навыков учащихся на базе повторения лексики, словообразования и грамматики, осознания принципов русской орфографии и пунктуации и систематизации их правил; углубление представлений старшеклассников о стилях современного русского литературного языка, о стилистических возможностях языковых средств разных уровней;
- овладение основными орфоэпическими, лексическими, словообразовательными и грамматическими нормами литературного языка и развитие способности применять приобретенные знания, умения и навыки на практике (в учебной деятельности, в общении в разных коммуникативных ситуациях);
- овладение универсальными учебными действиями (информационная переработка текста, извлечение необходимой информации из словарей разных типов и справочников, преобразование полученной информации, редактирование текста).
ЗАДАЧИ:
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;
- овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;
- освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Программы обеспечивают достижение выпускниками средней школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных ценностей народа.
- Воспитание любви к русскому языку, гордости за него; осознание потребности сохранять чистоту и поддерживать нормы литературного языка.
- Расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях.
- Способность к продуцированию текстов разных жанров.
- Стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;
- способность преобразовать полученную в процессе чтения информацию;
- адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение коммуникативной установки и основной мысли прочитанного речевого произведения;
говорение и письмо:
- умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учетом их целевой установки, предполагаемого адресата и характера общения;
- умение свертывать и преобразовывать прослушанный или прочитанный текст (план, аннотация, конспект и т. д.);
- владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как свою, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нем грамматические, стилистические и речевые ошибки;
- умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных тем.
- использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам (истории, литературе, обществоведению и др.), а также в повседневном общении.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества.
- Углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратификации языка (литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны).
- Закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка, языковая норма.
- Овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных правил.
- Овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств.
- Умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ разных частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста).
- Осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения русского языка обучающийся должен
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
СОДЕРЖАНИЕ
10 класс
- Общие сведения о языке – 3 ч
- Лексика и фразеология – 6 ч
- Орфоэпия – 2 ч
- Морфемика, словообразование, орфография – 20 ч
- Морфология и орфография – 37 ч
11 класс
- Общие сведения о языке. Стили и типы речи – 8 ч
- Синтаксис и пунктуация. Углубление изученного в 5-10 классах — 60 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Формы контроля:
- индивидуальный,
- групповой,
- фронтальный.
Виды контроля:
- предварительный,
- текущий,
- тематический,
- итоговый.
Формы контроля:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста на основе исходного, что представляет собой задание С1 Единого государственного экзамена;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Литература — аннотация к рабочим программам
Ю.В.Лебедев,
Учебник: Литература .10 класс.
Издательство: М.: Просвещение
Журавлёв В. П.
Учебник: Литература. 11 класс
Издательство: М.: Просвещение
Литература — аннотация к рабочим программам (10-11 класс)
Программы разработаны на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа по литературе для 10-11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, (М.: Просвещение, 2010). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
УЧЕБНИК: ЛИТЕРАТУРА. 10 КЛАСС (под ред. Ю.В.Лебедева, Литература .10 класс. Базовый уровень. в 2 ч. М.: Просвещение, 2017).
УЧЕБНИК: ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАСС. (Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / под ред. Журавлёва В. П. – М.: Просвещение, 2016 ).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 10 класс – 3 часа в неделю, 102 часа в год
- 11 класс – 3 часа в неделю, 102 часа в год
ЦЕЛИ:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературе и культуре других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским литературным языком.
ЗАДАЧИ:
- формировать духовную и интеллектуальную потребность читать;
- обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности;
- сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-выпускника;
- обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях;
- обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста;
- развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора;
- развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения);
- развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Программы обеспечивают достижение выпускниками средней школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребности в чтении; формировать уважение к истории.
- Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.
- Формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность.
- Потребность в самовыражении через слово; способствовать развитию культурной и этнической толерантности.
- Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности.
- Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других.
- Ориентация в системе моральных норм и ценностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные:
- обучение целеполаганию; самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- самостоятельно ставить новые цели урока; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- принимать решение в проблемной ситуации.
Познавательные:
- давать определения понятиям;
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- излагать содержание прочитанного текста;
- строить рассуждения, осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять сравнение; обобщать понятия;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- извлекать информацию, представленную в разных формах;
- пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения;
- пользоваться словарями, справочниками; пользоваться различными видами аудирования;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- продолжать обучение основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- пользоваться монологической и диалогической формами речи; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
- понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного пли нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
- в коммуникативной сфере: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки;
- использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;
- уметь вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
- эстетическое восприятие произведений литературы;
- формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно — выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
- сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
- ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.
СОДЕРЖАНИЕ
10 класс
- Из литературы первой половины XIX века
- А. С. Пушкин
- М. Ю. Лермонтов
- Н.В. Гоголь
- Развитие русской литературы 40–70-х годов XIX века
- А.Н. Островский
- И. А. Гончаров
- Ф. И. Тютчев
- И.С. Тургенев
- А.А. Фет
- А. К. Толстой
- Н.А. Некрасов
- Н.Г. Чернышевский
- Ф.М. Достоевский
- М. Е. Салтыков — Щедрин
- Н.С. Лесков
- Л.Н. Толстой
- А.П. Чехов
- Зарубежная литература
- Резервные
11 класс
- Введение. Литература начала XX века
- Творчество И.А.Бунина
- Творчество А.И. Куприна
- Творчество М.Горького
- Серебряный век русской поэзии. Символизм.
- Творчество А.Блока
- Акмеизм
- Творчество Н. Гумилёва
- Футуризм
- Новокрестьянская поэзия
- Творчество С.А.Есенина
- Литература 20-х годов XX века
- Творчество В.Маяковского
- Литература 30-х годов XX века
- Творчество М.А. Булгакова
- Творчество А.Платонова
- Творчество А.А.Ахматовой
- Творчество О.Мандельштама
- Творчество М.Цветаевой
- Творчество М.А. Шолохова
- Литература периода Великой Отечественной войны
- Литература 50—90-х годов